Почему на дорогах России гибнет больше людей, чем в развитых европейских странах? Я с января 2001 года работаю страховым агентом, и думаю, что снижение дорожной смертности в Европе определяет то, чего в России, считай, что — нет.
В борьбе за безопасность на дорогах цели Европы отличаются от наших. Разберемся по порядку.
СОДЕРЖАНИЕ
- Три упущения в борьбе за жизни
- Инфраструктурные выводы Европы
- Безопасность пешеходов Европы
- Почему на дорогах России гибнет больше людей, чем в развитых европейских странах
- Что проявил Ковид-19 на дорогах США
- Кто первый приедет, тому — что?
- Малоизвестный способ снижения риска гибели в ДТП
- Выводы
В 1958 году падение сбора зерна в Китае объяснили прожорливостью воробьев и истребили птиц. Урожай втихую съели насекомые — вредители, которых власти не видели. Это похоже на борьбу с гибелью людей на дорогах России. Дороги улучшаем, исправность машин контролируем, с пьянством боремся, а число смертей на дорогах до европейских показателей не снижается.
Вопрос дорожной смертности – острый. В 2021 году на дорогах Земли погибло более 1,2 миллиона человек. Индия ежегодно теряет в авариях под полмиллиона человек, а Китай – под четверть миллиона. Потери США, Бразилии, Пакистана на порядок ниже. На дорогах РФ в 2021 году погибло около 17 тысяч человек.
В мире средняя смертность в ДТП около 18 человек на 100 тысяч населения. В странах Африки этот показатель выше среднемирового раза в два, а в Доминикане – в четыре! Летальность в ДТП на уровне 2-3 человека на 100 тысяч в Швейцарии, Исландии, Ирландии, Норвегии, Швеции.
В российских ДТП гибнет 11-12 человек на 100 тысяч населения. Все из-за наших дорог?
Три упущения в борьбе за жизни
Российские дороги принято ругать — зря. Я жила в Омске, где асфальта немного. Местами, ограничение скорости было излишеством: на 10 километрах в час баранку из рук вышибало, шаровые опоры «летели». На этих участках машины, крались, редко бока царапали. Дорога оберегла людей от гибели.
Одна омичка спросила президента В.В.Путина на прямой линии: «Доколе мучиться?», после чего городские трассы взялись ремонтировать. Но, с начала эксплуатации реконструированных дорог на них чередой происходили смертельные ДТП — появилась возможность разогнаться. И разгонялись. До смерти.
Учтем: энергия удара пропорциональна квадрату скорости и полной массе машины. Удар на скорости 120 километров в час в 4 раза сильнее, чем при 60. Внедорожник с полной загрузкой на скорости 110-120 километров в час врежется в препятствие в 5-8 раз сильнее, чем легковушка с дедушкой, что ехала на скорости 60-70 км/час.
По статистике ГИБДД: на участках, где дорога соответствовала стандартам, произошло две трети летальных исходов в ДТП. Аварии на трассах происходят втрое реже, чем в населенных пунктах, но люди там гибнут втрое чаще. Суровый климат России не виноват: самый аварийный период — с майских праздников до поздней осени. За июль — октябрь происходит 40% аварий.
Первое упущение: пора пересмотреть нормативы навыков вождения.
Плохое техническое состояние автомобиля в Евросоюзе оценивается в 2%, в России — это доли процента. Вопрос: как его считают, но погоды он не делает. Спасают жизни системы безопасности автомобилей.
Ремни и подушки безопасности, ребра жесткости и другие технические изыски снизили дорожную смертность почти вдвое. В России такая защита была на иномарках, теперь устанавливается на отечественные машины. «Распиарен» техосмотр, заменивший техническую безопасность – второе упущение.
Мы и Европа по-своему боремся с пьянством, наркотиками и гаджетами за рулем. Удельный вес этих факторов в смерти людей невелик. «Зацикливаться» на них – третий промах.
Инфраструктурные выводы Европы
Аварийность зависит от дорожной инфраструктуры. Без подробностей: не меньше 40% аварий в России — столкновения транспорта, половина из них – на перекрестках, четверть – на встречной полосе. В плане смертности – это опасно. Хуже — только «перевертыши»?
Мы умеем бороться с перекрестками и «встречкой». На новых трассах обустраиваем многоуровневые развязки, разделяем встречные потоки, устанавливаем отбойники. Перекрёстки заменяются развязками с круговым движением, въезды в жилые зоны закрываются искусственными препятствиями.
Шведы сделали ставку на инфраструктуру дорог в 1997 году и за 18 лет — к 2015 году — снизили аварийность вдвое. Российские результаты с этим сопоставимы. Уровень дорожной смертности в России снизился с 30-35 тысяч погибших в нулевые годы до 17 тысяч человек за 2021 год, несмотря на рост числа машин с 25 до 56 миллионов.
До половины всех летальных ДТП происходит в темное время суток. Преимущественно, в потемках гибнут пешеходы. Пешеходную инфраструктуру развиваем: воздушные и подземные переходы строим, дороги в населенных пунктах ограждаем. А пешеходы гибнут по старинке: на трассах, наземных переходах, обочинах. Как уберечь пешеходов?
Безопасность пешеходов Европы
До 30% аварий – наезды на пешеходов, У пешехода мало шансов на выживание. Освещение пешеходных переходов повысит шансы на жизнь, но предупредить наезд должен водитель.
В Европе для этого приняты ультрарадикальные меры. В Германии и Финляндии пешеход в приоритете, как слабейший на дороге. Самая страшная ошибка на практическом экзамене — не пропустить пешехода, даже если тот «высунулся» в неположенном месте.
В Европе — кто сильнее, у того ответственности больше. Велосипедист должен не мешать тем, кто идет пешком. Мотоциклист отвечает за безопасность пешехода, или велосипедиста. А водитель обязан, двигаясь, не только не задеть, но и не напугать всех трех.
Нельзя сигналить, проезжать мимо слишком быстро и ближе полутора метров. Курс теории вождения поделен поровну между правилами дорожного движения и социальной ответственностью — не Россия (прим. автора). Водителей учат практике ночной езды.
У водителя-новичка первые права — на два года. Контроль исполнения ПДД в это время жесткий. Могут на семинар по безопасному вождению направить, или прав лишить на месяц-другой, а то и навсегда. Финны, что с двухлетними временными правами и не проштрафились, отрабатывают навыки зимней и, даже, экстремальной езды.
Пешеходы будут целее, если обучать водителей безаварийной езде и социальной ответственности.
Мировая статистика пострадавших и погибших* в результате дорожно-транспортных происшествий дает пищу анализу.
Почему на дорогах России гибнет больше людей, чем в развитых европейских странах
* Уточним для себя: ГИБДД учитывает только происшествия, где пострадали – травмированы, или погибли — люди. На аварии без пострадавших «гаишники» не выезжают. Погибшим в ДТП считается человек, который скончался от травм в течение месяца после аварии.
Сравним удельное (на 100 000 населения) количество аварий и число пострадавших в них людей в странах Европы и США в сопоставимых периодах на диаграмме 1 (журнал «За рулем«).
Удельное число аварий с пострадавшими в России — 136. В Евросоюзе: Германия – 378, Великобритания – 231, Испания – 189, Финляндия – 50, в США — 416. То есть: удельное число аварий с пострадавшими в Германии и Соединенных Штатах вдвое выше, чем в России, а смертность — в 8–9 раз ниже.
Во всех странах из приведенной выборки дороги и автопарк лучше, чем в России. Но это и ведет к увеличению числа пострадавших в ДТП — помните Омск? Зато, в Европе, пострадавшие в ДТП, выживают! Это главное отличие Европы и России.
Смертельных исходов дорожных происшествий в развитых европейских странах было 3-4 на 100 тысяч населения. В США — 10 смертей на 100 тысяч населения, в России — 18. В России выживаемость пострадавших в ДТП ниже, чем в иных странах Евросоюза и США в 3–10 раз. Выживаемость в авариях определяется доступностью экстренной медицинской помощи. Та, в свою очередь, определяется уровнем экономического развития страны.
Взгляните на европейскую статистику смертности в ДТП на 1 миллион населения — диаграмма 2 (журнал «За рулем»). Выше среднеевропейской дорожная смертность в Польше, Литве, Латвии, Болгарии, Румынии, «благодаря» отсталости экстренной медпомощи, но и там смертность в 1,8–2,2 раза ниже, чем у нас. В России плечо перевозки пострадавших куда больше, чем в Прибалтике.
Около половины людей гибнет в течение нескольких минут после аварии от травм, не совместимых с жизнью. Автомобильные травмы, как фронтовые — сочетанные и множественные — с кровопотерей, шоком и другими осложнениями.
По европейской статистике, кто не погиб сразу, умирает за первые 4 часа после аварии по причинам: несвоевременной доставки в стационар — 12%, доставки в лечебное учреждение, не специализированное для лечения тяжелых травм — 32%.
В России — особенно, в азиатской части – населенные пункты расположены редко, лечебные учреждения – того реже. В нашей сельской местности, по европейским меркам, скончаются за первые 4 часа после аварии 44% пострадавших в ДТП, с поправкой на Российские реалии — больше половины.
Что проявил Ковид-19 на дорогах США
Оказанная вовремя экстренная медицинская помощь гарантирует снижение смертности в ДТП. Тому нашлось неожиданное подтверждение.
В 2021 году в США ездили меньше, чем в 2020-м из-за ковидных ограничений и временных запретов на покидание жилищ без особой необходимости. Пройденное за этот период расстояние снизилось на 2,1% к предыдущему году. Но, смертность в ДТП в 2021 году выросла к уровню 2020 года на 10,5%. Причинами назвали превышение скорости, алкогольное или наркотическое опьянение, опасное вождение и пренебрежение ремнями безопасности. «Никогда такого не было — и вот опять» — говорил Черномырдин. )))).
Американцы «разложили» среднюю прибавку за 2021 год к уровню 2020 года на четыре группы. Прирост смертей для аварий с участием грузовиков оказался на треть выше среднеамериканского + 13%. С пешеходами прирост такой же +13%, с пострадавшими старше 64 лет +14% к уровню 2020 года. Среднеамериканский прирост +10,5%, помните?
В 2021 году 42 915 американцев неравномерно гибли в авариях. График смертности в ДТП в течение года имеет выраженные пики. На диаграмме 3 динамика дневной смертности в ДТП по данным Национального управления безопасностью движения на трассах США (NHTSA — National Highway Traffic Safety Administration).
Отметим: в группе владельцев легковушек дорожная смертность снизилась, что следует из простого рассуждения. Если три блюда вчерашнего меню подорожали на 13%, а сегодня обед с закуской дороже вчерашнего на 10,5% — значит, закуска дешевле, чем вчера!
Пострадавших из легковых авто оперативно вывозили в дорогие клиники коммерческие «Скорые» и санитарные вертолеты. Люди выжили. Не «опасное вождение» убивало водителей грузовиков, пешеходов и людей старше 64-х. Люди не дождались «Скорой».
На пике КОВИД система здравоохранения в США работала с перегрузкой: не хватало карет скорой помощи, врачей. Число ежедневных госпитализаций по КОВИД (данные CDC) — на диаграмме 4.
Ковид «проявил», что смертность в ДТП и доступность экстренной медицинской помощи сильно связаны. Улучшение экстренной помощи сбережет жизни при любом уровне аварийности. Как это сделать поскорее?
Кто первый приедет, тому — что?
Время в ДТП – критично. Помощь должен оказывать тот, кто первым приедет на аварию. Сотрудникам ГИБДД и МЧС надо возить в машинах полиции и спасателей медицинские укладки для первой помощи при автомобильной травме и уметь эту помощь оказывать.
Автомобили скорой помощи должны иметь оборудование и медикаменты для экстренной помощи при автомобильной травме и соответствующую подготовку персонала. В дорожную инфраструктуру следует включить сеть спасательных центров с дежурными экипажами скорой помощи, спасателей МЧС, полицией и дорожными службами.
В лечебных учреждениях, находящихся вдоль загруженных трасс, нужны отделения, специализированные для экстренной помощи при сочетанной травме. Работать отделения должны круглосуточно, без выходных и праздников.
Работы — воз, учитывая, что Россия не так компактна и заселена, как Европа. Может ли человек помочь себе сам?
Малоизвестный способ снижения риска гибели в ДТП
Как увеличить личную выживаемость в авариях без помощи государства? По полису «Доктор РЕСО в ДТП» страховая компания РЕСО-Гарантия организует экстренную медпомощь пешеходам, водителям, пассажирам, пострадавшим в ДТП на дорогах РФ.
РЕСО-Гарантия оплатит коммерческую скорую помощь, которая работает в крупных городах и на удалении до 50 км от их городской черты. К сожалению, законом страховые компании лишены права привлекать к делу спасения жизней других перевозчиков. Но, Перевозчик может сообщить предварительный диагноз диспетчеру РЕСО-Гарантии. Тот найдет ближайшую, соответствующую характеру травм клинику и направит машину туда, вместо «дежурки».
Пациента экстренно (до 72 часов после ДТП) госпитализируют, преимущественно, в лечебные учреждения, с которыми у РЕСО заключен договор на оказание мед услуг – их больше десяти тысяч. В выбранную клинику направляется гарантия оплаты медицинских вмешательств и препаратов, которые не входят в ОМС, там к приему пациента будет готовиться операционная бригада нужной специализации.
По полису оплачиваются: питание, медикаменты, реанимация, анестезиология, операции. Клиенту оплатят консультации врачей узкой специализации, лабораторную и инструментальную диагностику, лечебные манипуляции и процедуры. Будут профинансированы реконструктивные операции, наложение шунтов, установка протезов и металлоконструкций в рамках ДМС и маломестная палата — минимум, на сумму до 400 тысяч рублей.
Страховщик оплатит плановый стационар, чтоб снять металлоконструкции, установленные при первичном обращении. При долечивании оплачивается амбулаторная помощь: консультации специалистов, лечебная физкультура, лечебный массаж, мануальная терапия.
Страхуйте себя и близких на случай ДТП. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
Выводы:
В России летальность дорожных аварий выше, чем в Европе по причинам:
- недостатков в организации обучения и воспитания водителей;
- слабого развития систем безопасности автомобилей;
- отсутствия в дорожной инфраструктуре клиник для лечения дорожных травм и спецтранспорта для эвакуации пострадавших с места аварии;
- неготовности ГАИ и МЧС к оказанию экстренной медпомощи на дороге;
- низкого уровня личного страхования медицинских расходов, здоровья и жизни
Еще о безопасности на дорогах можно почитать:
— как получить выплаты по ОСАГО за вред жизни и здоровью;
— что взять с собой в дальнюю дорогу по России.
Еще о русских дорогах можно почитать в рубрике «Безопасность на дороге»
PS: я написала книгу «Заначка с процентами«(pdf) о личном страховании — в дороге оно не лишнее. Книгу во ВКонтакте и в Телеграмм вы получите автоматически. Если в ВК и ТГ вы не зарегистрированы, то обращайтесь ко мне напрямую.
Почему на дорогах России гибнет больше людей, чем в развитых европейских странах — прояснилось?
Желаю удачи!
Татьяна Улитина