Как воспитывать ребенка — полвека личного опыта на детях и внуках

как воспитывать ребенка
5
(1)

Как  воспитывать ребенка, сохраняя доверительные с ним отношения, чтоб ребенок был, как в песне: « …умным, сильным, честным, добрым – только и всего». В собственной почти полувековой родительской практике я выделила эти стратегии с проверенными приемами:

  1. наладим связь с колыбельной цивилизацией
  2. как воспитать уважение и самоуважение
  3. управляем эмоцией = управляем безопасностью
  4. воспитание и чтение
  5. как воспитывать веру в себя
  6. научим принимать решения
  7. воспитаем ответственность
  8. натренируем самодисциплину
  9. учим планировать время
  10. пристрастим к физической активности

1 Наладим связь с колыбельной цивилизацией

«Колыбельными цивилизациями» ученые называют племена, тысячелетиями живущие в джунглях. Они уберегли природу, не истребили друг друга войнами. Им не понятна наша жизнь. У них свой язык и уклад жизни.

Дети – буквально, «колыбельная цивилизация», но им придется выходить в наш мир. Ищите контакт с детством, научитесь слушать ребенка, уважать его мир. Надо дружить с ребенком, добиться доверия. Говорите понятными ребенку словами и фразами, даже жесты должны быть понятны.

Не надо менторского тона, криков и ругани. Малышам требуется физический контакт: обнимашки, поглаживания, рука в руке. Дети в разной мере нуждаются в касаниях — это запасной канал общения, когда слова не помогают.

Ребенок доверит вам свои мысли и чувства. Примите их с участием и интересом. Устами младенца глаголет истина — логика детей прямолинейна. Например, у моих мудрецов: «куркулятор» – калькулятор для куркулей, а «сунька» — дамская сумочка. Записывайте «перлы» ребенка – порадуетесь вместе с ним, как он поумнел к новому дню рождения.

Дети будут спрашивать о том, что вам в голову не приходило. Записывайте идеи.  Общайтесь с шутками и позитивом – так, даже, серьезные разговоры лучше запомнятся.

Говорите с ребенком о своих мыслях и чувствах, дружите «не понарошку». Когда  ребенок вырастает — берегите контакт, установленный с малышом. Иначе, воспитывать детей будет улица, интернет, секты, неформалы – кто угодно, но не родители.

2  Как воспитать уважение и самоуважение

Относись к людям так, как хочешь, чтоб относились к тебе – аксиома, которую преподают смолоду. Придется показывать ребенку пример. Относитесь к окружающим с достоинством, уважайте их мнение, не оскорбляйте. Дети обезьянничают. Сколько ни обсуждай тему уважения между людьми на примере книг и  мультфильмов, действовать они будут, как вы.

Научите ребенка уступать, когда это не принципиально, но сеет разлад. Спрашивайте, так ли важно в этом споре настаивать на своем. Пусть подумает — если не важно — согласится со спорщиком. Привычка анализировать ситуацию прежде, чем выдать эмоцию, незаменима при общении с «эмоциональными вампирами» и манипуляторами —  их немало среди сверстников. Невозмутимость ценится и в детской среде.

Не истеричная, внятная, речь и умение слушать – проявление уважения к себе и  окружающим. Просите ребенка ясно формулировать мысль, уточняйте, как он понял чужие слова.

Не уважая собственного мнения по принципиальным вопросам, ребенок не научится уважать столь же принципиального мнения других. Поддержите ребенка в самоуважении, но не кичливости. У ребенка будет ощущение собственной полноценности в обществе.

Проявление уважения – воспитанность. Учите ребенка на своем примере  правилам вежливости и манерам, принятым в своем обществе. Учите детей  благодарности: за все, что имеют. Психологи считают, что чувство благодарности «привязано» к ощущению счастья. Неблагодарные вечно недовольны — счастья не будет.

Проявляйте участие к старшим, проводите время вместе со всеми поколениями семьи. Ребенок узнает больше о старших людях, научится к ним уважительно относиться, заодно, правила поведения в обществе потренирует.

Шутки помогут  научить ребенка вежливости. Например, не услышав от ребенка «спасибо», спросите: «У тебя, такая большая благодарность, что через рот  не пролезла? Давай, выдохни и выскажи. Всем будет приятно».

3 Управляем эмоцией = управляем безопасностью

Считаю, что личную безопасность ребенка процентов на восемьдесят определяет его умение управлять эмоциями. Дети азартны и импульсивны. Влезть в авантюру на спор, или «на слабо» для них не вопрос. Они будут драться, или «мстить» — за обиду, или «за компанию», или за «неуважение». Дети найдут — за что, и манипуляторы «помогут».

Подросток переходного возраста, чувствуя себя непонятым, легче согласится общаться с сомнительными людьми, на эмоциях поддастся роковому порыву. Подумать бы, но …

Наше воспитание не учитывает ограниченности ресурсов человеческого мозга. Аналитический центр мозга не работает одновременно с центром возбуждения: или эмоции, или аналитика. Важно научить детей понимать эмоции и придерживать их, чтобы дать дорогу рассуждениям.

Приучите детей задавать себе вопросы о своей негативной эмоции. Например: что я чувствую, почему, с чего это началось, почему цепляет меня, а другим – все равно, в какую сторону я хочу развернуть ситуацию, что для этого сделать.

Эти вопросы ребенку задает родитель, пока ребенок не умеет. Мозгу придется анализировать эмоцию, и эмоция отступит, потеряет остроту. Переключаться лучше на ходу, на прогулке, хотя, можно без движения.

Находите повод для хорошего настроения. Поощряйте успехи ребенка в управлении эмоциями, отмечайте, что он делает правильно. Развлекайтесь вместе, шутите, устраивайте игры и развлечения — ребенок научится управлять своим позитивом.

4  Воспитание и чтение

Привычка читать запускает саморазвитие человека. Ребенок, читая,  учится  понимать чужие эмоции и мотивы поведения, сопереживать, отделять главное от второстепенного. Книга, как сериал: ребенок день за днем запоминает персонажей и последовательность событий, проявляет интерес к развитию сюжета.

Читая, ребенок обогащает язык, тренирует воображение. Чтение учит абстрактному мышлению, а на абстракции построена наука и путь ребенка к высшему образованию лежит через чтение. Но начинайте постепенно. Читайте детям вслух книги, которые им интересны. Если ребенку нравятся красочные картинки и большие буквицы — найдите такую книжку. Привяжите чтение к привычке: читайте перед сном.

Читать – значит улавливать смысл прочитанного текста – это отдельная тема. Но, усилия окупаются сторицей. Поддерживайте интерес к чтению, предлагайте свои любимые книги, запишите ребенка в библиотеку.

Бывает, что арканом не затащишь читать. Попросите ребенка читать вам любимую в детстве книгу. Устраивайтесь минут на пятнадцать. Подчеркните удовольствие от детской заботы – ребенок вырастет в собственных глазах. Вам будет, что обсуждать с почувствовавшим  себя взрослым отпрыском, а одолжение с его стороны постепенно станет увлечением.

5  Как воспитывать веру в себя

Объясните ребенку, что неудачи случаются: все на ошибках учатся. Давайте ребенку шанс испытывать новое и ошибаться. Пусть пробует себя во всех кружках и секциях, где ему интересно. Начинайте с простого, где ребенок легко достигнет успеха, а успех окрыляет. Потом ребенок легко выполнит усложненные задания.

Когда ребенок в себя не верит, он боится ставить себе большие цели, и желаний таких не допускает. Даже, за «домашку» не возьмется без помощника. Поэтому не говорите ребенку «ты этого не можешь», или » для тебя слишком сложно». Когда ребенок  делает дело хорошо — хвалите, говорите, что гордитесь им.

Следите, как ребенок справляется с неудачами. Если справляется  сам – похвалите. Если нет – деликатно поинтересуйтесь, в чем вопрос, можно ли вам решать проблему вместе. Когда справитесь — подчеркните, что проблема решаема, и ребенок теперь сам справится.

Решайте детскую проблему быстро, чтоб неверие в себя не въелось в мозг. Дайте ребенку чувство, что справился почти сам — и быстро, и ничего страшного. Напоминайте ребенку, что он сам уже справлялся и теперь справится.  Успех заметить не забудьте.  Вера растет со временем.

У каждого ребенка свои интересы и таланты, примечайте их и развивайте. Если видите, что дитятко любит рисовать или петь, помогите ему раскрыться в этом! Покажите, что его талант ценен и требует развития. Ребенок уверится в своих возможностях и будет смелее в любых жизненных начинаниях.

6 Научим принимать решения

Вечно приходится принимать решения — от  простых: чего бы съесть, до судьбоносных: кем быть, с кем быть. Если постоянно принимать решения за ребенка – вырастет инфантильный взрослый. Решать за него будут начальник, супруг, приятель.

Учите ребенка самостоятельности, предоставляйте ему выбор. Малыш по-своему сложит мозаику – это его решение. Кто постарше, может решать, как одеться на детский праздник. Играйте в игры, которые требуют выбирать  варианты действий, или игры на логический анализ, как шахматы.

Обсуждайте с ребенком причины и возможные последствия принятого решения. Пусть анализирует ситуацию и решает: быть, иль не быть?  и что с того будет?

Когда ребенок решил играть и упорствует – пусть играет. Проявите последствия этого решения в чистом виде: уберите лишнее, доведите исполнение желания до предела. Оставьте ребенку только игру и ничего больше. Не давайте есть, посмотреть фильм, сходить в школу, к друзьям. Вернуться в быт от игры позвольте на ваших условиях.

Прием масштабируется. Если способный ребенок отказывается продолжать образование, отпустите его работать, как нафантазировал. Пусть он себе добывает еду, одежду-обувь, квартплату-прачечную, транспорт-связь, развлечения-лекарства. Можно договор составить и условия возвращения родительских благ оговорить

Рассказывайте ребенку о личном опыте, какие случались ошибки, как исправлялись. Ребенок поймет, что так бывает, даже, когда выбираешь из готовых решений. Но, готового решения может не быть – придется искать новое, и за принятое решение надо нести ответственность.

7 Воспитаем ответственность

Ребенка надо учить ответственности за свои действия. Давайте ему маленькие порции ответственности, которые соответствуют его возрасту. Пусть уберет за собой игрушки, посуду, сделает бутерброды себе и маме.

Ответственность нуждается в тренировке, нарабатывается опытом. Хвалите ребенка, когда он берет на себя ответственность и выполняет взятые обязательства. Если дело не получилось, не критикуйте — лучше посоветуйте, как в следующий раз сделать лучше.

Если ребенок не хочет брать ответственность на себя, «отзеркальте» ситуацию. Снимите и с себя часть ответственности за ребенка, например, не дайте то, что приготовлено на семейный ужин. Дайте хлеб с водой – уверяю: ужин, честно заслуженный, остыть не успеет ))).

Когда ребенок придет к вам с просьбой, напомните, как он ответил отказом на вашу просьбу. Пусть узнает, каково это, если вы позволите себе отказаться от ответственности.

Тренируйте ответственность в команде, разделяя ее между несколькими людьми. Например, сделайте уборку командной игрой, где каждый член семьи получит под ответственность участок чистки. Игра прививает командный дух и вовлекает детей в жизнь семьи.

8 Натренируем самодисциплину

Без самодисциплины трудно достигать целей в жизни. Если хотите привить ребенку это качество, явите ему собственный пример исполнения своих же правил.

Устанавливайте правила для ребенка вместе с ним, чтобы он знал, чего вы от него ждете. Начните с простейшего правила: содержать в чистоте обувь, одежду, посуду. Не позволяйте брать чистые вещи, пока грязные не приведены в порядок. Еще правило: после обеда час — другой  посвятить учебе. Нарушителю укажите на практике, что  делать уроки, на ночь глядя, будет дольше и труднее.

Поощряйте ребенка за проявление самодисциплины похвалой, лакомством, игрой, дополнительным временем для занятий любимым делом и т.д. Не мотивируйте заранее: «Сделаешь — получишь награду». Внутренней мотивации на дисциплину при этом не возникает, не посулите «пряник» — не ждите дисциплины.  Существует множество книг, видеоматериалов и курсов, которые помогают родителям учить детей самодисциплине. Используйте их, нарабатывайте навык.

9 Учим планировать время

Детям трудно планировать время, они его не чувствуют. Объясните ребенку, как планировать деятельность на разных горизонтах времени, в зависимости от возраста. Можно: давай быстренько пообедаем и пойдем. Можно: как ты планируешь тренироваться и хорошо учиться?  Или: сколько времени тебе надо, чтобы подготовиться в институт?

Стимулируйте интерес, например, «вкусняшкой», новой игрушкой, желанной поездкой, свободным временем, соответственно возрасту ребенка. Если ребенок отвлекается, уберите то, что отвлекает: закройте дверь, выключите телефон, телевизор.

Покажите, что ребенок получит, если уложится в лимит времени, и что потеряет в противном – очень –  случае. Учите ребенка оценивать продолжительность работы и встраиваться  в чужой график.

Убедите ребенка, что время мимолетно: упущенного не вернешь. Кто не успел, тот опоздал. Повесьте на видном месте таймер для ребенка – пусть привыкает контролировать время.

Следите за своими привычками, ведь, ребенок имитирует поведение взрослых.  Не забывайте, что привычки вырабатываются за некое время. Утверждается, что устойчивая нейронная связь устанавливается за три недели. Это минимальное время, когда нельзя ослаблять воспитательных усилий.  Зато, сколько времени вы сэкономите, когда в доме станет два взрослых вместо одного!

10 Пристрастим к физической активности

Физическая активность способствует активному росту организма сильнее, чем кажется. В журнале «Наука и жизнь» в прошлом веке публиковались снимки опыта с цыплятами. Десять цыплят контрольной группы росли, как обычно — десять подопытных прикрепили к неподвижной основе.

Других отличий не было. Спустя месяц подопытные птенцы имели вес почти втрое ниже, чем в контрольной группе. Грустно.

Детей следует поощрять за беготню и активность. Только направьте активности в созидательное русло. Не обязательно, в спортивную секцию ходить, спорт для маленьких должен быть забавным, азарта добавите позже.

Общеизвестно, что физическая активность способствует укреплению сердца и сосудов, мышц, связок, дыхания, иммунитета, улучшает координацию. Не столь известно, что  физическая активность и жизненный успех тесно связаны между собой. Кто активен – тот успешен и наоборот. Спортсмены тренируют волю к победе — над собой, страхами, ленью. Отсюда и связь с успехом.

В спортивной секции натренируют ребенку привычку прислушиваться к советам тренера и пользоваться ими — это бонус родителям )).

Не ограничивайтесь “потягушами” перед экраном. Вы – образец для ребенка. Зарядка утром, или тренажер вечером, прогулки пешком, или на велосипеде – полезны всем. Устраивайте ребенку физкультминутки, или танцы под веселую музыку. Бодрость и аппетит гарантируются.

Как воспитывать ребенка, какие стратегические направления выбрать, надеюсь,  прояснилось. Дети подросткового возраста могут и должны заниматься саморазвитием. Об этом можно почитать здесь. Вопросы, предложения, комментарии принимаются.

PS:  Родители – гаранты благополучия ребенка. Берегите себя и детей, страхуйте жизни и здоровье.

Я написала книгу «Заначка с процентами«(pdf) о личном страховании. Книгу во ВКонтакте и в Телеграмм вы получите автоматически. Если в ВК и ТГ вы не зарегистрированы, то обращайтесь ко мне напрямую.

Другие материалы о детях можно прочитать в рубрике «Семья и здоровье».

Желаю удачи!

Татьяна Улитина

 

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *