Как развить память ребенка? Я поделюсь личным опытом воспитания трех детей с 1975 года. Меня учила свекровь – доктор, потом книги и статьи, сейчас – интернет и три внучки. Выбраны методы, где дети занимаются сами с минимальными затратами родительских финансов и усилий.
Занятия сгруппированы по направлениям: концентрации внимания – запоминание – извлечение информации. Строгой сегментации по возрасту нет, в семье дети занимаются вместе, независимо от возраста. Расскажу по порядку:
- Как развить память: 6 разминок для мозга
- 7 тренингов для внимания
- Как развить память: тренируем запоминание
- 7 тренингов извлечения информации
- Вывод
Как развить память — 6 разминок для мозга
У новорожденного уже можно тренировать мозговые структуры, пользуясь тесными связями головного мозга с ладошками ребенка.
- С первых дней поглаживайте пальцами ладошки малыша и слегка массируйте пальчики, когда малыш бодрствует. Это улучшает концентрацию внимания, речевые задатки, когнитивные способности – попросту, сообразительность.
- Важно массировать и упражнять большой палец, поэтому тренируйте хватательные упражнения малыша. О мелкой моторике – это она — стоит говорить отдельно.
- Проигрывайте ребенку легкую, ритмичную музыку. Ребенок будет пританцовывать едва встанет на ножки, и держась за опору. При этом развивается ритмика, мышечная и музыкальная память.
- Детям младшего возраста предложите перекладывание предметов в коробочку, или ведерко, складывание мозаик и пазлов, лепку, рисование пальчиками. Мелкая моторика – прямой канал воздействия на мозг, ее развитие улучшает память в любом возрасте.
- Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста тренируют мозг опосредованно через мелкую моторику, когда занимаются вышивкой, или техническим моделированием. Полезны занятия вязанием, оригами, плетением бисера. Начиная с этого возраста, дети раскрашивают и рисуют, вырезают и клеят.
- Мышечную память ребенка первых месяцев жизни развивает пестовальная гимнастика с малышом – «ладушки», «гуленьки», «топотушки» лёжа и т.п.
Когда мозг готов к работе памяти, начнем тренировать способность ребенка фиксировать, «схватывать» информацию из окружающего мира.
7 тренингов для внимания
Запоминается то, что замечено. Ребенок краткосрочно задерживает внимание на движениях, звуках, цветах, световых пятнах с первых дней жизни.
- Тренируйте концентрацию внимания ребенка с трех-четырех месяцев во время игр — например, «ку-ку», когда мама прячет лицо, или игрушку. Эмоции малыша: интерес, радость, удивление удерживают внимание на игре на несколько секунд, в зависимости от возраста ребенка и раздражителя.
- В младшем возрасте, когда ребенок учит названия предметов и действий – учите новые слова с ним вместе в повседневном общении. Называйте действия, цвета, предметы, какие заинтересовали ребенка. Если требуется, привлеките детское внимание, куда считаете нужным. Поддерживайте интерес малыша к новому и общайтесь с ним, как можно чаще.
- Показывайте ребенку книги — выбирайте издания, какие нравятся вам и ребенку. Неважно, на каком языке книга написана, главное, чтобы иллюстрации удерживали внимание ребенка во время ваших коротких, эмоциональных пояснений по картинке. Если ребенок отвлекается на мелочи и теряет мысль – тренируйте усидчивость и концентрацию внимания.
- Давайте ребенку собирать пирамидки, кубики, мозаику, пазлы, другие конструирующие игрушки. Пробуйте лепить, клеить, резать, рисовать, раскрашивать кистью, карандашом, фломастером. Посидите рядом, удержите внимание ребенка на занятии.
- Катайте по полу, или кидайте мячик – в темпе, какой вы ребенку навязываете. Тренировка с нарастающим темпом эффективнее, но не переутомляйте малыша.
- Концентрацию внимания тренирует игра: “папа сказал”. Детям от имени папы даются простые команды: сесть, встать, подпрыгнуть. Если команда дана от лица ведущего – ее выполнять нельзя. Вспомните игру: «Да» и «Нет» — не говорить, черного, белого — не называть.
- Когда ребенок умеет читать, предложите поискать на странице загаданное из текста слово. Мы читали по очереди с ребенком по одному предложению, заодно тренируя темп чтения. Если ребенок часто отвлекается, не сконцентрирован – добавьте тренингов внимания.
Упражнения 5 и 6 провоцируют контакт с партнером по игре, поможет завязать веселый диалог с ребенком. Диалог — лучшее средство для развития речи ребенка.
4+ приема, когда «забуксовали»
Если тренировки памяти «буксуют» — определите причины этого: ребенок не улавливает информацию, или не может сохранить?
Когда ребенок не в силах выслушать и услышать задание, отвлекается — тренируйте внимание. Детям среднего и старшего школьного возраста добавим приемов для улучшения внимания.
- Чтение по ролям пьес и диалогов концентрирует внимание детей на развитии сюжета, заставляет следить за действующими лицами и обстоятельствами сцены.
- Концентрация внимания тренируется в командных играх. Длительное удержание внимания требуется при занятиях в хоре (ансамбле). Можно дома песенку петь построчно, или по куплету, можно стих так читать, или рассказывать по памяти.
- Включайте детей в диалог, им придется следить за мыслями собеседника и собственными реакциями. Ребенок тренирует внимание и запоминание, учится ясно выражать мысли.
- Детям до девяти лет не рекомендуется использовать телефоны иначе, чем для связи. Ограничьте время общения ребенка с интернетом парой часов в день. Видеоигры загружают мозг, но не фиксируют информацию, не требуют продолжительного внимания клипы и соцсети.
Внимание дробится, рассеивается. Когда ребенок не может рассказать, что он сейчас смотрел в интернете – рассеяно внимание. Если ребенок затрудняется вспомнить ответ на вопрос, какой недавно разбирали — проблема в запоминании. Как тренировать хранение информации?
Как развить память: тренируем запоминание
Природа устроила людей экономно: пока «гром не грянет» – ничего запоминать не надо. Запомнится то, что опасно, страшно, приятно. Если стимул-раздражитель слаб – как спряжение глаголов ))) — потребуется повторение. Добавьте эмоций и веселых приемов мнемоники — информация запомнится быстрее и надежнее.
8 занятий для быта
- Это игры в «магазин», «почту», или «водителя» – вариантов много. В повседневных ролевых играх дети развивают произвольную память, воображение, логику и способность к общению.
- Подключайте детей к занятиям кулинарией, особенно, «кондитеркой». Предупредите ребенка, что у него будут просить рецепт угощения. Пусть запоминает чего, сколько, когда и как надо вводить в готовящееся блюдо. Непременно просите рецепт, когда малыш вас угостит.
- Поев вкусностей, пойте с детьми песни ))). Совместное пение помогает запоминать слова и мелодии.
- Делитесь своими историями, и пусть кто-то выйдет из комнаты, пропустив часть повествования. Просите ребенка пересказать эту часть своими словами, пока выйти из комнаты надо вам.
- Краткосрочную память тренирует игра в «Пароли». Для исполнения желаний в течение дня, придумайте утром семейный пароль с отзывом, например: «Ты – серый? Нет – квадратный». Чем нелогичнее, тем лучше – тренируйте запоминание на визуализации, без логики.
Просьбы о конфете, прогулке, помощи в уроках, доступе к телевизору исполняются через пароль. Поначалу подсказывать можно, но число поблажек постепенно снижайте: три, две, одну за день – потом честно отказывайте. Со временем усложняйте пароли до «шпионских».
- Просматривайте фотоальбомы. Называйте ребенку людей, места и вещи на фотографиях. Это занятие охотно повторяется благодаря неослабевающей эмоциональной окраске. Повторенье – мать ученья, знание семьи поможет самоидентификации ребенка.
- Старшим детям предложите дискуссию на интересную для них тему. Пусть пробуют воспроизводить аргументы друг друга. Так дети не только больше запомнят, но и улучшат навыки анализа и логического мышления.
- Обсуждение — хороший способ развития памяти. «Заведите» детей обсудить книгу, фильм или интересующую их тему. Важно, чтобы дети запомнили важные моменты обсуждения.
9 игр
Память и внимание одновременно тренируются в названных ниже играх, которые модифицируются под требования возраста.
- Игра «Чего не хватает?» («Что изменилось?»), когда на столике надо найти предмет, пропавший, переложенный, или подложенный после того, как ребенок запомнил расклад.
- Игра «Найди отличия» — ищем отличия между похожими картинками.
- «Запомни и назови»: надо посмотреть в комнату, отвернуться и назвать, что увидел.
- Игры типа: «Запомни и назови», использующие карточки с изображениями, помогут увеличить объем памяти. Учите новые слова вместе, просите ребенка использовать их в разговоре, чтобы слова закрепились в памяти.
- Играйте «в иностранцев», учите детей новым словам и фразам на иностранных языках. Например, спросите имя ребенка, его родных, его кота, или собаки. Узнайте, что ребенок ест, или пьет, где гуляет, с чем играет. Чем больше слов и фраз запомнят дети, тем лучше развита их память.
- Поиграйте в цепочки «Передай дальше». Вы начинаете: «Я даю тебе …» и называете два предмета, например: лимон и стол. Тот, кому вы это «дали», говорит следующему: «Я даю тебе лимон, стол…» и называет предмет от себя. Следующий игрок повторяет последовательную цепочку слов и называет свой предмет. Выиграет тот, кто без ошибок назвал самую длинную цепочку. Тренируются память и внимательность, развивается словарный запас.
- Прослушивание аудиокниг развивает слуховую память и образное мышление. Предложите ребенку запомнить и идентифицировать звуки животных, птиц, насекомых — хоть с этого сайта.
- Повторяйте с детьми пословицы и поговорки наизусть, чтобы дети понимали их и использовали в речи.
- Играйте в игры типа «Мемори», где требуется запоминать и находить пары одинаковых картинок. Чем больше картинок и, чем сложнее они сочетаются, тем больше мозг привыкает к запоминанию.
5 тренировок для искусств
- Рефреном повторяйте с ребенком считалки, короткие стишки — дети любят повторять одно и то же. Тренируйте запоминание ритмичных текстов, пойте любимые песенки по памяти. Мой малец трех лет распевал: «Идет солдат по городу, вся улица – свекла…»
- Танцы комплексно развивают внимание, музыкальную и мышечную память, ритмику, координацию, эмоциональность. Игра на музыкальных инструментах развивает музыкальную память.
- Просмотрите с детьми любимый мультфильм и попросите рассказать сюжет наоборот. Это поможет детям запомнить детали и логику сюжета. С вашими веселыми комментариями и наводящими вопросами дети не только потренируются, но и повеселятся.
- Смотрите вместе фильмы и провоцируйте ребенка пересказывать сюжет, сделав «нечаянную» ошибку в эмоциональном обсуждении. Например, скажите: «Помнишь, как здОрово тот пузатый по макушке получил? Как его звали — я забыл». А сами и имя «пузатого» помните, и знаете, что по макушке получил другой персонаж. Поспорьте для азарта, и повтор видео посмотрите — проиграйте честно
- Если дети в праздник поставят спектакль – актерский, или кукольный – зрители получат удовольствие, а дети еще и потренируют память и работу в команде, учиться каждый сам за себя будет.
6 упражнений для учебы
- В учебе применяйте специальные методы, которые облегчают запоминание. Используйте ассоциации и визуализации, например, математическую дробь представьте частью произвольно расколотой плитки кафеля, а десятичную дробь — куском шоколадной плитки, в которой всегда десять квадратиков.
- Увяжите информацию с чем-то приятным, забавным. Теорему Пифагора все учили, как «Пифагоровы штаны на все стороны равны» (квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов). Фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» укажет порядок цветов в радуге (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
- Используйте аббревиатуры, например: Московская кольцевая автодорога — МКАД. Помогут звуковые ассоциации. Так, уникальный идентификатор веб-страницы: URL (Uniform Resource Locator) – это «одурилка» веб-страницы.
- Двусторонние карточки помогут учить чужой язык, или специальные термины: на одной стороне пишем слово, на другой – перевод, или определение термина. Так же учите даты исторических событий.
- Чтобы запомнить новый школьный материал повторите его дома в ТОТ же день. Длинные перерывы затруднят запоминание методом повторений. Важен темп «ввода» информации: чем выше скорость просмотра информации, тем лучше запоминание. Повторяя материал позже в ускоренном темпе, ребенок закрепит информацию в памяти.
- Долговременную память тренирует чтение романов с множеством персонажей и событий. Видеоуроки, вебинары, онлайн-курсы упростят жизнь детям, которые легче запоминают информацию услышанную, или увиденную. Польза такого механического запоминания спорна: аналитические способности развивают только книги.
Бесполезно собирать и хранить информацию, если не умеешь вовремя «вытащить» ее из хранилища.
5 тренингов извлечения информации
Извлечение информации тренируется такими способами:
- Дошкольникам доступно разгадывание загадок, где надо извлечь из памяти и проанализировать вероятные варианты ответа. Школьники пробуют решать кроссворды, тренируя память и логическое мышление.
- При решении головоломок тренируется воображение, память и стратегическое мышление, ведь, нужно понять, как увязать разнородную информацию. Школьникам это посильно.
- Викторины развивают одновременно концентрацию внимания, кратковременное хранение информации, ее извлечение и анализ. К тому же, викторины увлекательны и тренируют любопытство ребенка.
- Все составляющие памяти тренирует игра в «слова». Первое слово называет ведущий, следующий игрок называет слово, которое начинается на последнюю, или предпоследнюю букву услышанного слова, и так далее. Вариант этой игры – в «города».
- Прокачку памяти улучшит физическая активность, особенно та, что тренирует ритмику и скорость реакции. Полноценное питание и крепкий сон подразумеваются.
Вывод:
Развивать память ребенка следует на протяжении его взросления — это не трудно организовать, как подсказано в статье. Еще о детях можно почитать в рубрике «Семья и здоровье».
PS: Важнейшее условие развития ребенка – жизнь и здоровье его самого и его родителей. Памятуйте ))) о личном страховании. Я написала об этом книгу «Заначка с процентами«(pdf). Книгу во ВКонтакте и в Телеграмм вы получите автоматически. Если в ВК и ТГ вы не зарегистрированы, то обращайтесь ко мне напрямую.
Как развить память ребенка, надеюсь, прояснилось? Осталось попробовать, хотя бы, часть приемов на практике.
Желаю удачи! Татьяна Улитина