Как учить ребенка говорить, чтобы он сам всегда этого хотел

как научить ребенка говорить
5
(2)

Как научить ребенка говорить? Я расскажу, как учила говорить своих детей и внучек без интернета. Много сегодняшних методов  действует с прошлого века. В моем личном опыте обнаружился «секретный» прием, которого нигде не видела — о нем расскажу. Мои дети с задержкой речи не сталкивались, желаю вам того же.

Вы сами научите малыша говорить с вами, вашими друзьями и родственниками, радуя всех сладким детским лепетом и мудростью истин из уст младенцев. Ребенок, который говорит грамотно, экономит родительские деньги и нервы сегодня и позже, когда будет устраивать жизнь. Можно даже помечтать о «врожденной грамотности» у дитятка  –  может, «уродится» у него таковая ))).

Мы приводим в действие пять параллельных процессов, когда  учим  ребенка говорить. Эти процессы надо уложить в первые три года жизни ребенка, и родители могут и должны помочь малышу. Наш план:

 

Научить ребенка говорить можно единственным способом: погружением малыша в языковую среду. Этого хватает, если  нет патологий. Детей «маугли», которые лишены человеческого общения в начале жизни, не удается  научить говорить. Поэтому первейшая задача родителей: организовать обучающую среду в первые три года жизни малыша. К трем годам созревание мозга заканчивается процентов на 80, и потом  мозг отказывается обучаться речи, а это его работа.

1 Говорите, вас слушают

Первый процесс  — изучение интонационного строя языка – идет через слух. Ребёнок слышит с 16-й недели беременности — используйте это для пробной воспитательной работы ))). Говорите с малышом, когда работаете по дому, напевайте любимые песни. Комментируйте свои действия, будто выполняете их вместе с ребенком, вставляйте присказки и прибаутки.

С новорожденным пусть уже беседуют все члены семьи. Упрощайте речь до  «вава», «баба» «фу» и иных детских словечек, говорите с ребенком, называя его имя. Покажите ребенку маму, папу, прислушивайтесь к первым голосовым опытам.

Ребенку надо слышать себя, когда он произносит «пробники звуков», гулит, агукает, поет гласные звуки. Отключайте музыку,  убирайте  шум телевизора и домашней техники. Полугодовалый малыш научится реагировать на свое имя, на вопросы: «Где мама? где папа?», на интонацию.

Поддерживайте постоянный аудио контакт с ребенком. Я укладывала своего юного собеседника в коляску и беседовала с ним за себя и за него пока хлопотала по хозяйству. Речь с экрана ребенку не откликается, способна только излишне возбудить малыша.  Мамин голос для ребенка жизненно важен, малыш «заточен» на него природой. Приучайте прислушиваться.

Помните: эмоциональная информация лучше запоминается. Добрые эмоции помогают установить тесную связь ребенка с родителем, тягу к общению. Родителям будет проще вызвать малыша на диалог, ребенок не замкнется в себе, когда станет старше. Говорите с ребенком, обращаясь к нему (!),  не меньше нескольких часов в день.

Ребенок повторяет  то, что слышит. Проверьте качество звучания «учителей»: вдруг, окружение ребенка картавит на согласных звуках, «проглатывает» гласные, или произносит их с плохой артикуляцией, говорит громоздкими фразами, или скороговоркой,  не протяжно. Это помешает «врожденной» грамотности  ))).

Проверьте (сами, или у врача), что у ребенка нормальный слух и заучивайте с ним новые понятия: показывайте связь между словами родного языка и тем, что малыш обнаруживает вокруг себя.

Слова, что запали в детскую голову,  должны там «обжиться».

2 Речь своими руками

Второй процесс:  обучаем мозг работе с органами чувств. Ребенок видит, слышит, осязает, улавливает запахи и увязывает эту информацию со словами родного языка. Мозг хранит названия движений, эмоций, качеств, объектов и явлений.

Точнее: этим заведует речевой центр мозга, он находится рядом с центром, который командует мелкой моторикой. Поэтому, когда активируется моторная зона, возбуждается зона речи. Упражнения с  точной работой пальцев дополнительно развивают координацию, мышление, воображение, внимание, двигательную и зрительную память.

Легкий массаж ладошек и пальцев делайте, хоть, с рождения. Играйте в «сороку», что кашку варила. Можно фиги крутить, или делать  пальчиковую гимнастику, соответствующую возрасту малыша. С восьми месяцев ребенок сможет сам упражнять пальчики, когда держит массажное кольцо.

Научите малыша играть кубиками и пирамидками, сортировать предметы по размеру, форме и цвету. Начните с калибра, который не пролезет в рот. Не оставляйте малыша без надзора, переходя на пуговицы, бусины, бобы и крупы

Покажите ребенку игры с пазлами и мозаикой. Расскажите «мастеру», что он создал, какое оно –  он без вас не узнает. Пусть повторит слова и сам собирает объекты по заказу. Попробуйте раскраски водой, пальчиковые краски, аппликации из  зернышек, или бумаги. Научите малыша завязывать шнурки, застегивать  пуговицы, закручивать крышки, складывать стопкой формочки.

С двух лет работайте со строительными конструкторами. С этого времени  можно работать детскими щипчиками. Зовите малыша «помогать» вам в работе с тестом. Работайте с пластилином, песочком, глиной. Разговаривайте с «работником», поясняйте ситуацию. Хвалите ребенка за работу и за ответы, провоцируйте на диалог.

Рисование кистью, карандашом, фломастером, мелками  – находка для тренировки точности движений пальцев и рук. Все средства хороши  — научиться говорить надо до трех лет,  лучше  — до двух с половиной.

Названные мозговые центры вместе решают одну задачу: воздействие на окружающий мир либо собственными  руками и пальцами, либо с помощью окружающих людей, извещая о своих потребностях. Вопрос: чем  делать сообщения для взрослых?

3 Готовим «передатчик»

Подготовка речевого аппарата — третий процесс, необходимый для говорения. Показывайте ребенку  язык, надувайте перед ним щеки, делайте «ам-ам», «у-у-у», «о-о-о» с  подходящей игрушкой. Дуйте на вертушку, или шуршащую полоску бумаги, покажите строгую рожицу и  радостную улыбку.  Малыш будет тренироваться, повторяя эти  упражнения.

Можно массировать начинающему говоруну губки, язык, нижнюю челюсть. Приемы логопедического  массажа найдутся в интернете.  Артикуляционную гимнастику, что мы делали, надувая щеки,  дополните облизыванием губ. Помажьте вкусненьким, где надо – пусть малыш тянет язычок вверх-вниз, в стороны.

Откажитесь от соски, соска «перекачает» мышцы языка, даст мышечный зажим. Это затруднит произношение  звуков:  «п», «б», «т», «д» и «с».  Цокайте языком – это умение понадобится для произношения звука «р». Иногда малыши схватывают этот навык  скорее, чем старшие дети. Нам помогла мелодия  Поля Мориа  «Воздушная кукуруза».

К 9 месяцам ребенок попробует твердить: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «дя-дя-дя». Повторяйте эти слоги дуэтом лицом к лицу с ребенком, чтобы  малыш видел, как извлекается звук. Приложите к своим губам детскую ладошку – пусть сразу видит, слышит и щупает.

Исключите у врача проблемы с уздечкой и нёбом, если техника извлечения звука верная, а чистого звука нет. В норме к двум годам дети произносят  все гласные и большинство согласных звуков. Двухлеткам  позволительно говорить тихо и невнятно и неправильно произносить  звуки «с», «сь», «з», «зь», «ц», «ш», «ж», «ч», «щ», «л», «р».   Это пройдет по мере укрепления речевого аппарата.

Освоение произношения звука «р» – это вопрос дикции, с ним успеете  до  4-5 лет. Важнее  научить ребенка повторять слова за взрослым  к полутора годам  — иначе, понадобится логопед.

Малыш увязывает слова с образами из окружающего  мира,  сохраняет эти знания и извлекает при необходимости. Осознанная речь обеспечивается работой мозга. Считается: ребенок владеет пассивной речью, если он молчит, но  все понимает. Овладение пассивной речью – четвертый процесс  в обучении ребенка говорить.

Случается, четвертый процесс совпадет с пятым — активацией речи, но это самостоятельный процесс.

4 Как вас понимать прикажете?

Четвертый процесс: учим ребенка через слова осознавать себя и мир, выполнять  задания разной сложности.  Многие проблемы  речевого развития  связаны с нарушениями этого процесса. Такие нарушения  можно исправить до трех лет.  А в два с половиной  года ребёнок должен говорить, и точка. Качество речи второстепенно.

Поэтому  если малыш двух-двух с половиной лет мычит, говорит на «тарабарском» языке, не интересуется общением — налицо отсутствие речевого взаимодействия. Идите к  педиатру, он решит: показать ли ребенка детскому неврологу. С подозрением на задержку развития направят к психиатру. К логопеду направят,  когда наличествует пассивная речь, но …

Но, кто, лучше родителей  научит ребенка разговаривать?  Для обучения  именно это и требуется:  часами разговаривать с ребенком каждый день.

Знакомьте малыша с людьми и предметами, рассказывайте об их признаках, действиях. Вовлекайте ребенка в общение игрой, вопросами: «Смотри, цветок. Какой он? Где еще цветок? Как пахнет?». Ничего, что поначалу вы сами ответите – пусть малыш повторит.

Показывайте ребенку книги, или карточки с яркими картинками, когда уже показано все, что было «под рукой». Пусть малыш находит картинки по названиям, пробует их проговаривать. Играйте «в прятки» с игрушками, пусть ребенок зовет спрятавшегося зайку, котика.

Смотрите мультфильмы и обсуждайте их с малышом. Не спешите, не прерывайте ребенка. Переспрашивайте, что не поняли. Хорошо, если малыш смотрит «мультики», поет и играет в компании других детей. Это провоцирует малыша на общение.

Развивайте память ребенка и концентрацию внимания, без этого связной речи не получится. О развитии памяти ребенка прочитайте специальную статью.

Рекомендую обещанный свой прием: общение в темноте. Собеседников ничто не отвлекает, внимание концентрируется на речевых образах.  Малыш, засыпая, «пишет информацию на подкорку» мозга. Как в фильме «Большая перемена» … )))

Колыбельные с «обнимашками», поглаживанием и похлопыванием нравятся малышам, дети просят повторения. Ребенку постарше пойте другие песенки, рассказывайте стихи и сказки, отвечайте на насущные вопросы.

Что делать, когда пассивная речь появилась, но не активируется?

5 Неохота, или нездоровье?

Большинство «молчунов», которые «все понимают», можно заставить говорить. Речь не идет о насильственных методах. Проявите ласку, терпение и толику артистизма.

Придется проконсультировать ребенка у врача, если до двух с половиной лет он не говорит, несмотря на все усилия. Встречаются случаи, когда без помощи медицины не обойтись, надо исключить такую возможность. Это особенно актуально, если у ребенка была родовая травма, тяжелое заболевание, иные патологии.

Ребенку нет нужды в разговорах, если он получает желаемое  методом «тыка пальцем» с повелительным: «Э-э-э!». Откажитесь угадывать желания «повелителя». Пассивная речь малыша выводится в актив, только через  вовлечение ребенка  в диалог  «на равных». Начните лет с полутора.

Важно: обе стороны должны изъясняться словами, без жестов. Настаивайте на таком ответе, прикиньтесь «непонимайкой». Терпеливо уточняйте, что не поняли. Порадуйтесь оба, когда достигнете согласия  ))).

Болтайте с ребенком  по всякому поводу.  Задавайте ребенку цепочки открытых вопросов, на которые невозможно ответить «да», или «нет».  Это поможет его «разговорить».   Избегайте коротких фраз, украшайте разговор прилагательными, используйте наречия, причастные и деепричастные обороты.

При чтении давайте малышу высказаться: не договаривайте окончания строчек — пусть сам договорит. Книги читайте не спеша. Уточняйте: как ты это понимаешь? что об этом думаешь? как считаешь? кто на картинке? что они делают? чего хотят? Обсуждайте прочитанное.

Разыгрывайте спектакли с игрушками – при этом руки заняты и жесты затруднительны. Пусть ребенок представит себя героем сказки и повторяет за вами нехитрые слова своего персонажа.

Чем богаче язык, которой слышит малыш, тем больше возможностей для развития речи получит ребенок. Между прочим: в отрочестве дети, которые с полутора лет вели диалоги со взрослыми, обнаруживают лучшие показатели интеллекта (IQ).

Обращайтесь к профессионалам, не теряя времени, если делали, что надо в нужные сроки, но что-то пошло не так.

Форс-мажор

Консультируйте ребенка у врачей на соответствие его речевых навыков возрастной норме. В первый год жизни ребенка это будут педиатр, лор и невролог. Желательно, чтобы это были детские специалисты. Может потребоваться помощь детского психолога.

По полису Телемедицина страховой компании «РЕСО-Гарантия» можно в течение года получать  дистанционные аудио, или  видео консультации ребенка у этих врачей и детских врачей еще десятка специализаций.

Педиатры принимают круглосуточно, без выходных, иные доктора – по самозаписи. Число консультаций  не ограничено, продолжительность приема – полчаса. Оплата: 2300 рублей  раз в год. Подробности у меня.

Нужен устойчивый интернет и заключение врача по нужной  теме, хотя бы, с  одного очного приема. Это требование Закона освобождает родителей от ответственности за некомпетентное описание состояния ребенка.

Врачи дистанционного приема основываются на профессиональном заключении доктора, который проводил очную консультацию.

В тяжелых случаях врачи могут направить ребенка в один из государственных центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи.  Попасть туда непросто, и надо действовать загодя.

Надеюсь, что в статье показаны все возможности научить ребенка говорить. Желаю удачи! Берегите себя и детей. Помните о личном страховании, обращайтесь с этим вопросом ко мне.

 

PS:  я написала книгу, которую во ВКонтакте вы получите автоматически: «Заначка с процентами»(pdf). В книге показаны способы выгодно вложить деньги в личное страхование. Если в ВК и Телеграмме  вы не зарегистрированы, то обращайтесь ко мне напрямую.

Желаю удачи.  Берегите себя. Татьяна Улитина

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *