Как научить ребенка говорить? Я расскажу, как учила говорить своих детей и внучек без интернета. Много сегодняшних методов действует с прошлого века. В моем личном опыте обнаружился «секретный» прием, которого нигде не видела — о нем расскажу. Мои дети с задержкой речи не сталкивались, желаю вам того же.
Вы сами научите малыша говорить с вами, вашими друзьями и родственниками, радуя всех сладким детским лепетом и мудростью истин из уст младенцев. Ребенок, который говорит грамотно, экономит родительские деньги и нервы сегодня и позже, когда будет устраивать жизнь. Можно даже помечтать о «врожденной грамотности» у дитятка – может, «уродится» у него таковая ))).
Мы приводим в действие пять параллельных процессов, когда учим ребенка говорить. Эти процессы надо уложить в первые три года жизни ребенка, и родители могут и должны помочь малышу. Наш план:
- 1 Говорите, вас слушают
- 2 Речь своими руками
- 3 Готовим передатчик
- 4 Как вас понимать прикажете?
- 5 Неохота, или нездоровье?
- Форс-мажор
Научить ребенка говорить можно единственным способом: погружением малыша в языковую среду. Этого хватает, если нет патологий. Детей «маугли», которые лишены человеческого общения в начале жизни, не удается научить говорить. Поэтому первейшая задача родителей: организовать обучающую среду в первые три года жизни малыша. К трем годам созревание мозга заканчивается процентов на 80, и потом мозг отказывается обучаться речи, а это его работа.
1 Говорите, вас слушают
Первый процесс — изучение интонационного строя языка – идет через слух. Ребёнок слышит с 16-й недели беременности — используйте это для пробной воспитательной работы ))). Говорите с малышом, когда работаете по дому, напевайте любимые песни. Комментируйте свои действия, будто выполняете их вместе с ребенком, вставляйте присказки и прибаутки.
С новорожденным пусть уже беседуют все члены семьи. Упрощайте речь до «вава», «баба» «фу» и иных детских словечек, говорите с ребенком, называя его имя. Покажите ребенку маму, папу, прислушивайтесь к первым голосовым опытам.
Ребенку надо слышать себя, когда он произносит «пробники звуков», гулит, агукает, поет гласные звуки. Отключайте музыку, убирайте шум телевизора и домашней техники. Полугодовалый малыш научится реагировать на свое имя, на вопросы: «Где мама? где папа?», на интонацию.
Поддерживайте постоянный аудио контакт с ребенком. Я укладывала своего юного собеседника в коляску и беседовала с ним за себя и за него пока хлопотала по хозяйству. Речь с экрана ребенку не откликается, способна только излишне возбудить малыша. Мамин голос для ребенка жизненно важен, малыш «заточен» на него природой. Приучайте прислушиваться.
Помните: эмоциональная информация лучше запоминается. Добрые эмоции помогают установить тесную связь ребенка с родителем, тягу к общению. Родителям будет проще вызвать малыша на диалог, ребенок не замкнется в себе, когда станет старше. Говорите с ребенком, обращаясь к нему (!), не меньше нескольких часов в день.
Ребенок повторяет то, что слышит. Проверьте качество звучания «учителей»: вдруг, окружение ребенка картавит на согласных звуках, «проглатывает» гласные, или произносит их с плохой артикуляцией, говорит громоздкими фразами, или скороговоркой, не протяжно. Это помешает «врожденной» грамотности ))).
Проверьте (сами, или у врача), что у ребенка нормальный слух и заучивайте с ним новые понятия: показывайте связь между словами родного языка и тем, что малыш обнаруживает вокруг себя.
Слова, что запали в детскую голову, должны там «обжиться».
2 Речь своими руками
Второй процесс: обучаем мозг работе с органами чувств. Ребенок видит, слышит, осязает, улавливает запахи и увязывает эту информацию со словами родного языка. Мозг хранит названия движений, эмоций, качеств, объектов и явлений.
Точнее: этим заведует речевой центр мозга, он находится рядом с центром, который командует мелкой моторикой. Поэтому, когда активируется моторная зона, возбуждается зона речи. Упражнения с точной работой пальцев дополнительно развивают координацию, мышление, воображение, внимание, двигательную и зрительную память.
Легкий массаж ладошек и пальцев делайте, хоть, с рождения. Играйте в «сороку», что кашку варила. Можно фиги крутить, или делать пальчиковую гимнастику, соответствующую возрасту малыша. С восьми месяцев ребенок сможет сам упражнять пальчики, когда держит массажное кольцо.
Научите малыша играть кубиками и пирамидками, сортировать предметы по размеру, форме и цвету. Начните с калибра, который не пролезет в рот. Не оставляйте малыша без надзора, переходя на пуговицы, бусины, бобы и крупы
Покажите ребенку игры с пазлами и мозаикой. Расскажите «мастеру», что он создал, какое оно – он без вас не узнает. Пусть повторит слова и сам собирает объекты по заказу. Попробуйте раскраски водой, пальчиковые краски, аппликации из зернышек, или бумаги. Научите малыша завязывать шнурки, застегивать пуговицы, закручивать крышки, складывать стопкой формочки.
С двух лет работайте со строительными конструкторами. С этого времени можно работать детскими щипчиками. Зовите малыша «помогать» вам в работе с тестом. Работайте с пластилином, песочком, глиной. Разговаривайте с «работником», поясняйте ситуацию. Хвалите ребенка за работу и за ответы, провоцируйте на диалог.
Рисование кистью, карандашом, фломастером, мелками – находка для тренировки точности движений пальцев и рук. Все средства хороши — научиться говорить надо до трех лет, лучше — до двух с половиной.
Названные мозговые центры вместе решают одну задачу: воздействие на окружающий мир либо собственными руками и пальцами, либо с помощью окружающих людей, извещая о своих потребностях. Вопрос: чем делать сообщения для взрослых?
3 Готовим «передатчик»
Подготовка речевого аппарата — третий процесс, необходимый для говорения. Показывайте ребенку язык, надувайте перед ним щеки, делайте «ам-ам», «у-у-у», «о-о-о» с подходящей игрушкой. Дуйте на вертушку, или шуршащую полоску бумаги, покажите строгую рожицу и радостную улыбку. Малыш будет тренироваться, повторяя эти упражнения.
Можно массировать начинающему говоруну губки, язык, нижнюю челюсть. Приемы логопедического массажа найдутся в интернете. Артикуляционную гимнастику, что мы делали, надувая щеки, дополните облизыванием губ. Помажьте вкусненьким, где надо – пусть малыш тянет язычок вверх-вниз, в стороны.
Откажитесь от соски, соска «перекачает» мышцы языка, даст мышечный зажим. Это затруднит произношение звуков: «п», «б», «т», «д» и «с». Цокайте языком – это умение понадобится для произношения звука «р». Иногда малыши схватывают этот навык скорее, чем старшие дети. Нам помогла мелодия Поля Мориа «Воздушная кукуруза».
К 9 месяцам ребенок попробует твердить: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «дя-дя-дя». Повторяйте эти слоги дуэтом лицом к лицу с ребенком, чтобы малыш видел, как извлекается звук. Приложите к своим губам детскую ладошку – пусть сразу видит, слышит и щупает.
Исключите у врача проблемы с уздечкой и нёбом, если техника извлечения звука верная, а чистого звука нет. В норме к двум годам дети произносят все гласные и большинство согласных звуков. Двухлеткам позволительно говорить тихо и невнятно и неправильно произносить звуки «с», «сь», «з», «зь», «ц», «ш», «ж», «ч», «щ», «л», «р». Это пройдет по мере укрепления речевого аппарата.
Освоение произношения звука «р» – это вопрос дикции, с ним успеете до 4-5 лет. Важнее научить ребенка повторять слова за взрослым к полутора годам — иначе, понадобится логопед.
Малыш увязывает слова с образами из окружающего мира, сохраняет эти знания и извлекает при необходимости. Осознанная речь обеспечивается работой мозга. Считается: ребенок владеет пассивной речью, если он молчит, но все понимает. Овладение пассивной речью – четвертый процесс в обучении ребенка говорить.
Случается, четвертый процесс совпадет с пятым — активацией речи, но это самостоятельный процесс.
4 Как вас понимать прикажете?
Четвертый процесс: учим ребенка через слова осознавать себя и мир, выполнять задания разной сложности. Многие проблемы речевого развития связаны с нарушениями этого процесса. Такие нарушения можно исправить до трех лет. А в два с половиной года ребёнок должен говорить, и точка. Качество речи второстепенно.
Поэтому если малыш двух-двух с половиной лет мычит, говорит на «тарабарском» языке, не интересуется общением — налицо отсутствие речевого взаимодействия. Идите к педиатру, он решит: показать ли ребенка детскому неврологу. С подозрением на задержку развития направят к психиатру. К логопеду направят, когда наличествует пассивная речь, но …
Но, кто, лучше родителей научит ребенка разговаривать? Для обучения именно это и требуется: часами разговаривать с ребенком каждый день.
Знакомьте малыша с людьми и предметами, рассказывайте об их признаках, действиях. Вовлекайте ребенка в общение игрой, вопросами: «Смотри, цветок. Какой он? Где еще цветок? Как пахнет?». Ничего, что поначалу вы сами ответите – пусть малыш повторит.
Показывайте ребенку книги, или карточки с яркими картинками, когда уже показано все, что было «под рукой». Пусть малыш находит картинки по названиям, пробует их проговаривать. Играйте «в прятки» с игрушками, пусть ребенок зовет спрятавшегося зайку, котика.
Смотрите мультфильмы и обсуждайте их с малышом. Не спешите, не прерывайте ребенка. Переспрашивайте, что не поняли. Хорошо, если малыш смотрит «мультики», поет и играет в компании других детей. Это провоцирует малыша на общение.
Развивайте память ребенка и концентрацию внимания, без этого связной речи не получится. О развитии памяти ребенка прочитайте специальную статью.
Рекомендую обещанный свой прием: общение в темноте. Собеседников ничто не отвлекает, внимание концентрируется на речевых образах. Малыш, засыпая, «пишет информацию на подкорку» мозга. Как в фильме «Большая перемена» … )))
Колыбельные с «обнимашками», поглаживанием и похлопыванием нравятся малышам, дети просят повторения. Ребенку постарше пойте другие песенки, рассказывайте стихи и сказки, отвечайте на насущные вопросы.
Что делать, когда пассивная речь появилась, но не активируется?
5 Неохота, или нездоровье?
Большинство «молчунов», которые «все понимают», можно заставить говорить. Речь не идет о насильственных методах. Проявите ласку, терпение и толику артистизма.
Придется проконсультировать ребенка у врача, если до двух с половиной лет он не говорит, несмотря на все усилия. Встречаются случаи, когда без помощи медицины не обойтись, надо исключить такую возможность. Это особенно актуально, если у ребенка была родовая травма, тяжелое заболевание, иные патологии.
Ребенку нет нужды в разговорах, если он получает желаемое методом «тыка пальцем» с повелительным: «Э-э-э!». Откажитесь угадывать желания «повелителя». Пассивная речь малыша выводится в актив, только через вовлечение ребенка в диалог «на равных». Начните лет с полутора.
Важно: обе стороны должны изъясняться словами, без жестов. Настаивайте на таком ответе, прикиньтесь «непонимайкой». Терпеливо уточняйте, что не поняли. Порадуйтесь оба, когда достигнете согласия ))).
Болтайте с ребенком по всякому поводу. Задавайте ребенку цепочки открытых вопросов, на которые невозможно ответить «да», или «нет». Это поможет его «разговорить». Избегайте коротких фраз, украшайте разговор прилагательными, используйте наречия, причастные и деепричастные обороты.
При чтении давайте малышу высказаться: не договаривайте окончания строчек — пусть сам договорит. Книги читайте не спеша. Уточняйте: как ты это понимаешь? что об этом думаешь? как считаешь? кто на картинке? что они делают? чего хотят? Обсуждайте прочитанное.
Разыгрывайте спектакли с игрушками – при этом руки заняты и жесты затруднительны. Пусть ребенок представит себя героем сказки и повторяет за вами нехитрые слова своего персонажа.
Чем богаче язык, которой слышит малыш, тем больше возможностей для развития речи получит ребенок. Между прочим: в отрочестве дети, которые с полутора лет вели диалоги со взрослыми, обнаруживают лучшие показатели интеллекта (IQ).
Обращайтесь к профессионалам, не теряя времени, если делали, что надо в нужные сроки, но что-то пошло не так.
Форс-мажор
Консультируйте ребенка у врачей на соответствие его речевых навыков возрастной норме. В первый год жизни ребенка это будут педиатр, лор и невролог. Желательно, чтобы это были детские специалисты. Может потребоваться помощь детского психолога.
По полису Телемедицина страховой компании «РЕСО-Гарантия» можно в течение года получать дистанционные аудио, или видео консультации ребенка у этих врачей и детских врачей еще десятка специализаций.
Педиатры принимают круглосуточно, без выходных, иные доктора – по самозаписи. Число консультаций не ограничено, продолжительность приема – полчаса. Оплата: 2300 рублей раз в год. Подробности у меня.
Нужен устойчивый интернет и заключение врача по нужной теме, хотя бы, с одного очного приема. Это требование Закона освобождает родителей от ответственности за некомпетентное описание состояния ребенка.
Врачи дистанционного приема основываются на профессиональном заключении доктора, который проводил очную консультацию.
В тяжелых случаях врачи могут направить ребенка в один из государственных центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Попасть туда непросто, и надо действовать загодя.
Надеюсь, что в статье показаны все возможности научить ребенка говорить. Желаю удачи! Берегите себя и детей. Помните о личном страховании, обращайтесь с этим вопросом ко мне.
PS: я написала книгу, которую во ВКонтакте вы получите автоматически: «Заначка с процентами»(pdf). В книге показаны способы выгодно вложить деньги в личное страхование. Если в ВК и Телеграмме вы не зарегистрированы, то обращайтесь ко мне напрямую.
Желаю удачи. Берегите себя. Татьяна Улитина